+7 (495) 765-27-96


Статьи / Тойота: история успеха
19 апреля 2009

Все начинается с мечты. Скромной или дерзкой, туманной — или ясной, как небо над восходящим солнцем. Странно, но даже в таком сугубо материальном деле, как выпуск автомобилей, также зачастую правит бал мечта. И ярким подтверждением этому является история японской компании Тойота — одной из немногих компаний, определяющих облик современного автопрома.



«Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.»

Из принципов менеджмента компании Тойота.


Основатель компании Сакиши Тойода (Sakichi Toyoda) родился в 1867 году. Согласно традициям, он унаследовал профессию и обязательства своего отца-плотника, однако семейным делом занимался неохотно и в восемнадцать лет решил стать изобретателем. Сакиши приглянулось ткацкое производство, и следующие годы он посвятил усовершенствованию ткацких станков.


В логотипе компании, утвержденном в 1936 году, зашифрована ткацкая петля — как дань уважения тому, с чего все начиналось.

Тойода стал своего рода воплощением народной «японской мечты»: благодаря врожденной работоспособности, настойчивости и умению идти к своей цели маленькими шагами, он создал весьма масштабное по островным меркам и образцово-успешное производство. Не имея специального образования, он постигал премудрости инженерного дела из каждодневной работы над качеством своих изделий. Однако мало кто подозревал, что текстильная промышленность была для него лишь средством изучить премудрости маркетинга и, конечно, заработать достаточно денег. Главным же делом его жизни — мечтой, которую он лелеял долгие годы, — было производство автомобилей.

В начале XX столетия едва ли половина жителей Японии знали, что такое автомобиль. Сказывалась как долгая изоляция страны, особость ее культуры и мировосприятия, так и традиционное внутреннее расслоение общества. «Самодвижущиеся повозки», привезенные из-за океана или собранные энтузиастами, воспринимались не более как забавные игрушки, как дань западной моде. Но Тойода был уверен: совсем скоро в Стране восходящего солнца автомобиль станет ходовым товаром — и тому, кто вовремя займет вакантную нишу, откроются небывалые перспективы.

В 1924 году компания Тойоды достигает кульминации своего развития. При участии своего сына, Кииширо, Сакиши создает принципиально новую модель автоматического ткацкого станка. Казалось бы — самое время почивать на лаврах, наслаждаясь положением лидера. Однако Тойода продает патент на станок английской компании, а вырученные сто тысяч фунтов стерлингов передает своему сыну. Именно Кииширо должен будет основать компанию по выпуску автомобилей. Сам Сакиши немолод и понимает, что даже его энергии уже не хватит на то, чтобы основать с нуля принципиально новое производство. Его послушному наследнику ничего не остается, как последовать воле отца.



«Останавливай производство, если того требует качество.»

Из принципов менеджмента компании Тойота.


Приступив к изучению производства автомобилей уже после смерти отца в 1930 году, Кииширо обращается к фирменной методике компании: берет лучшие на тот момент чужие образцы и подвергает их тщательному исследованию. В течение двух лет он и его помощники буквально препарируют — разбирают и снова собирают, ломают — десятки двигателей разных производителей. Суть этих экспериментов заключалась в том, чтобы найти прототип для собственного производства и модернизировать его с учетом характерной для Японии ограниченности пространства и ресурсов.

В итоге для копирования был выбран шестицилиндровый двигатель Chevrolet. Год ушел на то, чтобы исправить все недостатки оригинала и завершить разработку собственной модели двигателя, получившей название «Тип А». Еще два года спустя на рынке появились сразу три модели: седан АА, фаэтон АВ и грузовики AG и G1. Тогда же происходит первая экспортная поставка: четыре G1 отправляются в Северный Китай.


Седан АА — первая серийная модель, продемонстрировавшая основные достоинства продукции Toyota.

Свое нынешнее название — Toyota — компания получает в 1941 году. К этому времени на счету компании уже несколько десятков тысяч выпущенных автомобилей. Особым спросом пользуются грузовики: их охотно закупает императорская армия. Продукция Toyota еще далека от совершенства — прежде всего из-за конструктивных недоработок, однако дешевизна, высокое качество сборки и простота обслуживания искупают все недостатки. Тем более, что компания свято исповедует ведущий принцип своего основателя: нужно постоянно совершенствовать каждую деталь механизма, вне зависимости от того, опережают ли вас конкуренты.

Военные годы сделали как никогда актуальным еще одно правило компании: залог успеха — бережливое производство. До мелочей продуманный рабочий процесс позволяет максимально сосредоточиться на процессе сборки: каждая деталь поступает на конвейер в нужный момент, избегая пере- и недопроизводства. Неслучайно после капитуляции Японии в 1945 году американские власти оказали компании максимальную поддержку, а пять лет спустя Toyota и Ford создают совместное подразделение.


Знаменитый «трудяга» военных лет, грузовик G1.

Пятидесятые годы стали периодом глубокой модернизации компании. Новый глава, Эйджи Тойода, делает ставку на производство: он уверен, что для потребителя гораздо важнее то, как автомобили собраны, нежели как они спроектированы. В то же время, он вводит систему «Предложи свою идею»: отныне каждый работник, не зависимо от должности, мог за вознаграждение внести свою лепту в совершенствование конструкции автомобилей.

В течение следующих двух десятков лет конвейеры Тойоты выпустили первые модели таких знаковых моделей, как BJ Jeep — «прародитель» Land Cruiser, Toyota Crown, а также такие «бестселлеры», как Toyota Corona и Toyota Celica.

Преимущества производственной модели компании особенно ярко показали себя в период нефтяного кризиса середины 70-х. В эти непростые для автопрома годы Toyota явилась одной из немногих фирм, которой не пришлось снижать объемы производства, поскольку экономичность и относительная дешевизна всегда были «визитной карточкой» ее автомобилей. Реагируя на быстро меняющиеся запросы рынка, Toyota проявила феноменальную гибкость, выпуская малые партии различных автомобилей без ущерба для качества и производительности труда и цены.

В конце 80-х годов, когда за Тойотой прочно закрепилось звание автомобильного гиганта, компания делает новый рывок, создав марку Lexus. С ней Тойота выходит на рынок Северной Америки и одновременно вступает в «клуб» производителей дорогих представительских авто. Если раньше Тойота была символом практичности и простоты, то теперь к образу добавилась еще и особая, с японским «акцентом», роскошь.

Поскольку Lexus изначально был ориентирован на рынок США, особое внимание было уделено внутренней отделке, комфортабельности салона. «Основа философии Lexus — создать технологически совершенный, но тем не менее приближенный к человеку автомобиль, — говорит руководитель группы стратегического дизайна Саймон Хамфриз. — И высокохудожественный, но в то же время непретенциозный дизайн».


RX 300 Harrier — одна из самых популярных моделей Лексусов, символ достатка и безупречного стиля.

Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов, пошатнувший позиции многих крупных производителей, нанес удар и по Тойоте. Но если иные компании приостанавливают деятельность и даже идут на банкротства, насчет Тойоты можно быть спокойным. Компания, научившая миллионы людей управлять своей мечтой, останется на ходу и на этот раз.


 1       2                      6            8           Все публикации






Аренда Мерседес: +7 (495) 765-27-96 Новости · Контактная информация  © РентВэн