+7 (495) 765-27-96


Статьи / Микроавтобусы: как все начиналось
22 мая 2009

Микроавтобусы и минивэны. Трудно представить себе современную жизнь без этих компактных, динамичных и в то же время вместительных транспортных средств. Такие «промежуточные» типы автомобиля появились на стыке двух противоположных тенденций. С одной стороны, инженеры и производители издавна стремились создать компактную версию грузового авто, с другой — увеличить вместительность обычной легковушки, не слишком увеличивая ее габариты. Как результат, сегодня мы располагаем сразу двумя универсалами, незаменимыми для транспортного сообщения в большом городе.


От малого — к большему

Можно с уверенностью сказать, что идея увеличить стандартную вместимость автомобиля возникла уже в начале XX века. Автомобильная индустрия тогда набирала обороты, и в больших городах Северной Америки появились первые частные такси — jitney. Многие из них выполняли роль современных маршрутных такси, курсируя по определенным магистралям, и владельцы, стремясь извлечь максимум прибыли, самостоятельно «надстраивали» дополнительные места. Конечно, такие «маршрутки» по вместимости были скорее сравнимы с обычными современными авто, но по сути своей именно они были первыми представителями славного рода минивэнов.



Официально к классу минивэнов (по-английски minivan, или «небольшой фургон») относятся легковые автомобили с однообъемным кузовом и — чаще всего — тремя рядами сидений. Плюс — количество пассажиров такого фургона не должно превышать восемь человек (если больше — это уже микроавтобус).


Первым в истории полноценным «однообъемником» считается футуристический Alfa 40-60 HP Aerodinamica 1914 года. Впрочем, выпущенный в нескольких экземплярах, он скорее был манифестом дизайнеров, представившим свое видение городского автомобиля будущего. Зато следующая яркая работа — Stout Scarab («скарабей») 1935 года уже был удостоен небольшой, но серии.


Alfa 40-60 HP: еще не космический корабль, но уже минивэн.

Надо отметить, что подобные разработки велись и в Советском Союзе, однако дальше концепт-каров дело не пошло: «промежуточные варианты» советский автопром не интересовал по определению, да и понятие «автомобиль для семейного отдыха» считалось слишком буржуазным.

«Минивэном, опередившим свое время», называют сегодня Fiat Multipla 600 1956 года. Именно в нем впервые была реализована ставшая теперь классической «вагонная» компоновка салона, позволившая разместить три ряда кресел. Однако из-за несоответствия ужесточившимся требованиям безопасности производство минивэна спустя четыре года было прекращено.


Fiat Multipla, «гость из будущего».

Новые разработки и массовое производство минивэнов возобновилось только тридцать лет спустя. Проектом заинтересовался концерн Renault, и через четыре года миру был явлен Renault Espace, ставший родоначальником всех минивэнов современного типа. Примеру французов последовали автопроизводители в США: один за другим на рынке появились Dodge Voyager, Plimouth Caravan, Chrysler Town&Country, Chevrolet Astro, Ford Aerospace и другие. Производители из Германии и Японии также представили ряд очень удачных моделей.

Опыт производства минивэнов в России очень невелик и, по большому счету, ограничивается моделью ВАЗ-2120 «Надежда» (1998–2006 гг.). Созданная на технической базе «Нивы», она должна была, по замыслу создателей, охватить рынок семейных авто и частично развозных городских фургонов. Однако из-за низкой надежности и завышенной цены «Надежда» не выдержала соревнования с импортными аналогами, и вскоре ее производство было свернуто. Всего было выпущено около 8.000 экземпляров, некоторые из которых до сих пор можно изредка встретить на российских дорогах.


ВАЗ-2120 минивэн: первая «Надежда». Будем надеяться, не последняя.

В начале XXI века пик популярности минивэнов начал спадать: все больше покупателей предпочитали видеть в качестве семейного авто надежный кроссовер. Тем не менее, «мини-фургоны» всерьез и явно надолго утвердились в качестве городского транспорта для небольших групп пассажиров.


... И от большого — к малому

В отличие от минивэна, история микроавтобуса имеет явные военные корни, которые уходят в годы Второй Мировой. То, что новая глобальная война будет «войной моторов», сразу после Первой говорили все ведущие специалисты. Однако большое значение этому придали только в гитлеровской Германии. Основой тактики «молниеносной войны» являлось использование танковых соединений, подкрепленных блоками моторизованной пехоты: это позволяло в кратчайшие сроки преодолевать большие расстояния и наносить неожиданные и сокрушительные удары. Для перемещения отрядов пехоты использовались специально разработанные легкие бронетранспортеры, самой популярной моделью из которых был Hanomag. Рассчитанные на 10–12 десантников, они во многом обеспечили быстрое продвижение гитлеровской армии по Европе и успех первых месяцев завоевания Советского Союза. Впрочем, как известно, на российском бездорожье фашистская армада стала терять темп. И хотя немецкие инженеры выпускали одну модификацию за другой, технологические преимущества Вермахта уже не могли повлиять на исход войны. А знания, полученные на военном поприще, пригодились уже в мирное время.


Бронетранспортер Hanomag. Боевитый предок современных микроавтобусов.

Первый настоящий микроавтобус появился на свет в 1949 году, в Германии, на заводе Фольксваген. Однажды торговец автомобилями Бен Пон увидел в одном из цехов завода моторизованную тележку для перевоза грузов: это был переделанный «народный автомобиль» Bettle — «Жук». «Гениально!» — подумал Пон и вскоре предложил заводу совместный проект по массовому выпуску небольшого автомобиля для перевоза малых партий груза или десяти или более пассажиров. Как результат, 11 марта 1949 года на свет появился первый в мире гражданский микроавтобус Volkswagen Bulli (Бычок), или T1, а чуть позже — модификация под названием Volkswagen Transporter. Для обеспечения надежности, жесткости каркаса здесь была использована цельнометаллическая рама; кроме того, при проектировании модель микроавтобуса исследовалась в аэродинамической трубе.


Volkswagen Bulli: бычок-«первопроходец».

С этого времени разработка и производство микроавтобусов получило развитие по всему миру; количество моделей насчитывает сотни. Многие модели даже стали своего рода символами эпохи во многих странах. Самый близкий для нас пример — конечно же, легендарный РАФ (RAF, Rigas Autobusu Fabrika), выпускаемый в Латвии с середины 50-х годов и вплоть до развала Союза. В 1994 году на смену РАФику пришла ГАЗель — знаменитый микроавтобус, в различных модификациях — от пассажирского до грузового — захвативший к сегодняшнему дню более 50% малых городских перевозок в России.


Специально для любителей ностальгии: знаменитый РАФик.

До сегодняшнего дня микроавтобусы постоянно востребованы в качестве коммерческого малого транспорта, удобного для перевозки пассажиров, небольших грузов; они охотно используются и специальными службами: полицией, скорой помощью и другими.


 1                           6       7       8           Все публикации






Аренда Мерседес: +7 (495) 765-27-96 Новости · Контактная информация  © РентВэн